Перейти к основному содержанию

Антон Рожков

Руководитель отдела перформанс-маркетинга в IT-Agency.

Мой телеграмм-канал.

Как растить команду и зарабатывать в перформанс-маркетинге

Подпишись и узнай что происходит
в IT-Agency глазами Антона Рожкова.

Как растить команду и зарабатывать в перформанс-маркетинге

Подпишись и узнай что происходит
в IT-Agency глазами Антона Рожкова.

Хвалить — один из способов сделать этот мир лучше

Мотивация человека часто зависит от одобрения общества. Если мы хвалим работу человека, то он получает вдохновение творить больше. Если ругаем работу человека, не давая никаких положительных заключений, то не хочется больше творить («нафига я вообще это сделал, только критику получил»).

Критика — это больно

Получать постоянно критику, без поддержки и похвалы — это больно. Когда нам больно и некомфортно, мы перестаем что-то делать. Хуже — это критиковать самого человека, а не его работу («ты тупой», «зачем мы тебя вообще наняли», «у тебя руки из жопы», «кто ему позволил прикасаться к этому»).

К отрицательным отзывам на свою работу можно привыкнуть со временем, но это тяжело. И по началу каждый негативный отзыв сильно бьет по самолюбию автора или создателя. Это свойство нашей психики. Мы не можем спокойно воспринимать критику и это нормально.

Работать с критикой надо уметь. Если кто-то критикует твою работу — значит ему не безразлична твоя судьба. Он хочет чтоб ты улучшил свою работу и показал себя с лучшей стороны. Если человеку было бы наплевать на тебя, он бы не критиковал тебя, а скорее всего просто проигнорировал.

Когда изучаешь что-то новое, то часто будешь сталкиваться с критикой. Критика и ошибки — родственные души. Это обратная негативная связь на нашу работу. Мы учимся именно на обратной связи: ошиблись → ага, так делать не стоит. Обратная связь — один из столпов нашего обучения. Без обратной связи мы не понимаем, правильно ли мы все делаем или нет.

Это нормально, что при освоении новых навыков, мы будет совершать ошибки и получать критику. Важно её правильно интерпретировать и сделать выводы. Если критика на твою работу не понятна — значит это «белое пятно» твоего обучения. Стоит подойти к твоему куратору или ведущему, и расспросить подробно. Надо обязательно понять почему именно возникла эта критика.

Критика — это полезная обратная связь. Она показываем над чем еще нужно работать. Если ты получаешь только положительные отзывы и никогда не получаешь отрицательные, то возможно ты делаешь уже не свою работу и вырос на другой уровень (нужно учить и нарабатывать навык в более сложных вещах).

Почему критики и отрицательных отзывов больше

Итак, мы поняли, что критика — это больно. Но все осложняется тем, что мы не умеем хвалить чужую работу и давать положительную обратную связь. Я-то уж точно!

Когда я начал разбираться с этой проблемой, то понял что я далеко не единственный такой человек. Отрицательные отзывы пишут гораздо чаще, чем положительные. Это свойство человека: когда ему хорошо, он не считает, что нужно говорить об этом. Когда человеку плохо, он обязательно об этом заявит.

Поэтому человек, который создал какую-то новую и полезную штуку, будет видеть искривленный мир. Он будет встречаться чаще с плохими отзывами, а хороших отзывов будет недостаточно, чтоб перекрыть отрицательные. И может показаться, что все намного хуже, чем есть.

Идеально, когда отрицательных отзывов не больше 33% (и это число уменьшается со временем).

Иногда стоит спрашивать оценку своей работы у твоего куратора, начальника или ведущего. Даже если начальник не умеет давать хорошую оценку твоей работе, он сможет сказать с чем ты справляешься. Еще лучше способ: собирать «оценку 360°».

Оценка 360° — это когда коллеги, анонимно (или нет) дают характеристику по твоей работе (hard skills) и рассказывают комфортно ли с тобой работать (soft skills).

Создатели приложений придумали способ держать хороший рейтинг. Они постоянно напоминают пользователям о том, что нужно оставить отзыв, если им понравилось приложение. Это работает, но может вызвать гнев у другой части пользователей. Для постов в соцсетях и блоге так же можно напоминать, чтоб ставили лайк, если материал понравился.

Как похвала может изменить мир

Если мы будем хвалить хорошие вещи (лайкать, ставить отзывы, и хорошие оценки), то будем увеличивать количество хороших вещей вокруг нас. Для этого нужно проявлять активность, и самим делать хорошие отзывы на хорошие вещи. Чем больше хорошие вещи будут получать лайки, тем больше хороших проектов будет выживать.

Почему так случается? Дело в том, что хороший отзыв дает два эффекта:

Это мотивация для человека, который создал эту сущность. Получая хороший отзыв, он делает больше сущностей, или улучшает предыдущую сущность.
Это показывает другим на хорошую сущность, о которой они до сих пор не знали. Хороший отзыв - это как рекомендация. Благодаря ей о хорошей штуке узнает больше людей.
Хорошей вещью может быть: книга, приложение, статья, пост в блоге или в соцсети, какая-то выполненная работа коллегой или подопечным и т. д.

Важно: хвалить надо не человека, а его работу. И точно так же отрицательные отзывы должны быть направлены не в человека, а в его работу. Иначе, можно получить хорошего человека, который делает херню. Хороший человек — это не профессия. Профессия — это хорошо выполненная работа.

Пример мотивации для блогера
Самый простой пример хорошей обратной связи:


Суть:

  • автор пишет пост в блог,
  • если пост получился хороший, его больше лайкуют
  • и это дает ему мотивацию создавать больше хорошего контента.

Если лайков будет мало, то автор посчитает, что написал какую-то фигню, которая никому не интересна и два раза подумает, прежде чем что-нибудь написать еще. При этом не возможно написать идеальный пост для всех. Кому-то он не понравится, кому-то понравится. Каждый раз делать шедевры не получится.

Но если большинство постов получают какой-то положительный отклик, то это дает мотивацию для продолжения. Критика и плохие отзывы тоже полезны, они помогают сделать следующие посты еще интересней.

Поделиться
Отправить
Группа для блога